Наумов очень трогательный.
Абсолютная, кристальная, трепетная и нежная любовь к себе – гордость собой, волнение за себя любимого – не-под-ра-жаемые!
Я говорю без тени издёвки
Это очень… мило - когда такого класса музыкант, сбацав 20-минутную балладу о борьбе добра и зла и победе Христа над ними обоими, говорит, что у него «затекли лапки» и надо бы сыграть какой-нибудь инструментальный блюзик, если мы не против. И потом так и беспокоится вслух по поводу "лапок", которым то нужно дать отдохнуть, то размяться, чуть ли не отпустить подышать свежим воздухом.
Или – когда концерт начинается с длинного извиняющегося кокетливого монолога о том, что вот недавно его, Наумова, отпустило некое помешательство – и постепенно выясняется, что под помешательством он понимает какую-то «работу в качестве режиссёра», и наконец становится окончательно ясно, что он, Наумов, только что закончил совершенно титанический кинопроект – по созданию собственного концертного DVD – который, как он надеется, мы все сейчас купим.
Исходя из последнего тезиса, он заявил, что построит программу так, чтоб в ней не встречались песни, которые есть на DVD – поскольку ему очень хочется, чтоб когда мы придём домой и вставим этот маленький_чёрный_диск (sic) в DVD- плэер – это не было просто двумерным повтором того, что происходило в зале, а чтобы всё вместе – то, что прозвучит в этом зале плюс то, что_вы_услышите_когда_включите_диск – было единым, цельным представлением, и только я, мол, сейчас знаю – как будет выстроена ВСЯ логика ВАШЕГО сегодняшнего вечера.
К этому самому продолжению на диске он апеллировал так часто, что я чудом удержался от покупки – хотя дома у меня нет никакого плэера. Выходило так, что концертное видео вышло прям-таки гениальным, потому что снято было на материале единственного, но феноменально удачного концерта… «Вот как будто Бог сказал мне – на тебе, Юра, драйв, на тебе зал, на тебе силы – рубись!» О том, что в помощь Господу Юра всегда держит перед собой включённую видеокамеру – сказано, конечно, не было, но понятно же, что она неспроста там стоит весь концерт. Впрочем, мельком звучало что-то вроде «с тех пор, как я стал снимать свои концерты…» Или – «из всего, что я отснял…»
Камера стояла на коротком штативчике, ЖК-экран был откинут и повёрнут тыльной стороной к нам – спорить могу, что этот видео-нарцисс не сводил глаз со своего «отражения» всё время, пока играл ;) Ну уж точно – поглядывал туда время от времени…
Когда отзвучал последний номер первого отделения, маэстро выдержал паузу, выжидая, когда закончатся аплодисменты, потом сказал торжествующе – вот, с этой вашей овацией хронометраж первого отделения составил ровно 90 минут! – чёрт, точно, на камеру смотрел – там, поди, ещё и часики в углу кадра бежали…
Вообще, технические штучки его, кажется, увлекают больше, чем собственное творчество… Начал играть свой хит из хитов, по которому его узнавали с восьмидесятых – «Бери легче, бэйби, бери веселей…» - казалось бы, это волшебство не прервать никаким злым чарам – но на второй строчке остановился, спросил – а вам не кажется, что какая-то электроника горит, нет? – принюхался – огляделся – «сейчас, я просто хочу убедиться, что ситуация
не пожароопасна… никто не видит дыма?..» - и вдруг резко – «сейчас, я проверю, а вдруг это
мои адаптеры?! – кинулся под столик, на котором стояли примочки-пульты, откинул драпирующую провода тряпочку, внимательно изучил всю эту изнанку звука… Зал стал уверять его, что ничего страшного не происходит… Наумов вернулся на место, бледно улыбаясь: «То есть вы думаете, что это просто шальная стрекоза… залетела куда-то и что-нибудь закоротила?...» Не знаю, почему именно стрекоза – в такие адаптеры и муравей-то незамеченным не протиснется, техника компактная, но вот же. Версия со стрекозой его успокоила, и хит был сыгран заново, с нуля, безупречно, ударно, восторг и трепет :)
Вновь и вновь возвращаясь к теме диска, Наумов сказал, что «был киношником» последние 5 с половиной месяцев – тут я снова чуть было не побежал занимать очередь за диском, потому что ну правда интересно – как можно полгода монтировать концерт, снятый одной камерой – хотя, наверно, всё не так банально, и в залах побольше он устанавливает ещё три-четыре, чтоб было из чего выбирать в смысле эффектности профиля и пр.
Ещё одна ассоциация стала меня преследовать примерно к третьему номеру, когда я увидел, с каким увлечением и в каких деталях Наумов ПРЕДСТАВЛЯЕТ каждую песню публике – причём информации в этом представлении практически нет, как ни странно – в общем, наумовские преамбулы напоминали больше всего замысловатое вступление Белого Рыцаря из Алисы в Зазеркалье к его балладе, которая вовсе не про Слонёнка в Лесу, кстати. Кто читал тот помнит, на всякий случай –
( оригинал рыцарской преамбулы под катом )Да-да, и вот это «it’s my own invention» - тоже очень характерное ;)
В общении с публикой очень лёгок, свободен и раскрепощён, по-хорошему так. Ну, видимо, потому, что уверен – каждый в зале считает его гением, причём заслуженно :) В какой-то момент в самом начале концерта ещё – стал пробовать разные струны – сильно «заводился» бас, начинал фонить… Наумов очень осторожно и почти тоскливо спросил, глядя в пространство:
- Серёжа. Ты поднимал громкость?
Невидимый Серёжа молчал.
- Серёжа. Пожалуйста. Если ты её поднимал. То
не надо. Сделай как было. Когда мы калибровали звук, басы так не заводились, - и снова стал трогать струну, ожидая реакции звукорежа. Бас фонил по-прежнему.
И тут раздался развязный девичий голос с последнего ряда:
– Аааа спойте пажалста свою любимую песню!
Зал хихикнул
Наумов, не меняя чуть страдальческого выражения лица и не переставая проверять звук, наклонился к микрофону и ответил:
¬- Именно это я сейчас и пытаюсь сделать…
Ну, в итоге он спел свою балладу какую-то, мне даже не знакомую – наверно, они у него все самые любимые, да.
В перерыве количество зрителей сократилось наполовину.
Со мной были друзья, которых я без разрешения тут не рискну упоминать – может, они не рады вообще участию в этой авантюре – ну, в общем, они пришли слушать именно гитариста Наумова, которого так много на ютубе… А о том, что их ждёт в нагрузку встреча с ПЕВЦОМ Наумовым – как-то не догадывались… а я не догадывался, что это может быть для кого-то новостью… Ну, короче, по-моему, страдали от этого очень многие – хотя мне странно, для меня-то он в первую очередь был автор того самого «бери легче бэйби» и «Карла», а в качестве гитариста-оркестра я увидел Наумова уже в эфире каком-то относительно недавнем, по Дарьял-ТВ, кажется, и для меня именно ЭТА его ипостась стала нежданным бонусом – типа, надо же, как этот рок-бард играть научился ;) Ну утрирую малость, может, но как-то так примерно.
Вот.
В общем, зал поредел, но зато те, кто остался – это, видимо, была наумовская публика до мозга костей. Потому что я не представляю всё-таки, как можно держать в памяти все эти кошмарные двадцатиминутные баллады – сам Наумов запнулся на середине одной из них – и через пять секунд ему уже подсказали – где он сбился, какой куплет спел не там и с какой строчки лучше всего будет продолжить в такой сложной ситуации :)
Наумов снова воззвал к терпению и пообещал всем, кто купил и купит диск, офигенный релакс в конце вечера, но, чтобы всё действительно вышло так, как он задумал, надо было сыграть три длиннющих вещи на русском языке -
- Конечно, будет старое, блюзы, и Карл будет, а как же, но сейчас я бы хотел сыграть вот это – и тогда вечер волшебным образом закольцуется… если, конечно, вы дослушаете ещё и диск…
– впрочем, баллады оказались богато украшены гитарными ходами, так что не так уж это было и мучительно ;)
Потом, опять же, чтоб размять лапки, он выдал мягкую инструментальную пьесу –
- …она называется «Декабрьским вечером у Камина»… она медленная, спокойная и задумывалась для дуэта из клавесина и гитары… я сочинил её, когда уносил ноги из Новосибирска в восемьдесят четвёртом году. Сыграю чуть даже быстрей, чем надо - чтоб скомпенсировать отсутствие клавесина, вы уж простите...
Отсутствие клавесина никого не расстроило – да и вообще не очень ощущалось ;)
Вообще, инструментала было меньше, чем в первой части – но это были уже просто бриллианты, чёрт побери. На номере «Нью-Йорк, 5-я Авеню» Наумов давал такого жару, что зал аплодировал пару раз прямо во время игры, потому что это чума просто была :)
Ближе к финалу зазвучал обещанный Карл – которого, кхм, я не слышал, наверно, года с 93-го, и был изрядно удивлён кошмарностью текста – впрочем, самому Наумову было лет, наверно, 20, когда он это всё сочинял – и вообще, я весь концерт вспоминал его фразу из старого интервью – «я вставал от звука, а не от слова» - и эта его любовь к Майку и только к Майку из всего русского рок-н-ролла, потому что Зоопарк – это НАСТОЯЩИЙ рок-н-ролл – в общем, явно лучше было воспринимать песни как, ммм, дуэт голоса и гитары, а не сплав стихов и музыки :) Фонетически, конечно, это quite a challenge – пропеть всех Карлов с кралями Кларами, кларнетами, кастратами и Стратокастерами, не запнувшись и не проглотив ни звука, но сам по себе текст просто комичен по нашим временам, простите, простите. Как, впрочем, и все остальные – поэтому, опять же, если Наумов – то звук, звук, звук, а вовсе не слово, для слова у нас пока есть Щербаков, в конце концов ;)
А звук был на славу, и время летело быстро – но после Карла уже вроде как наступала пора прощальных оваций, он спел ещё одну вещь, ещё раз постоял картинно под долгие аплодисменты, потом нагнулся к пультам, к камере, подумал – и сказал: «Воля ваша, но я за то, чтобы полезное пространство концерта… полное то есть его время… равнялось ровно трём часам… а не двум часам пятидесяти минутам… Поэтому погодите-ка ещё немножко»
Сел и стал очень внимательно настраивать гитару – в последний раз (кстати, донастраивал он её на удивление часто – жаловался, что плавает, умудрялся подтягивать колки во время головоломных инструменталок, ну, ей-богу, электронные штучки у него вели себя более послушно).
Настраиваясь, стал рассказывать:
– Видите ли… раньше мои концерты в ЦДХ назначали на 7 часов вечера. Но потом персонал… гардеробщицы, билетёры… пожарные… Стали возражать. Знаем мы вашего Наумова! - говорили они. Никогда нормально не заканчивает… Играет по четыре часа… мы еле на метро успеваем… Сдвигайте, короче, чувачка на пораньше…
(пауза… струны..)
– Ну вот… сдвинули чувачка… как видите… на целый час… Ну так что? (торжествующе проведя по настроенным струнам) Что – ЗРЯ СДВИГАЛИ, что ли?! :)
Смех, аплодисменты, кто-то кричит – «Дорогу назад» - Наумов отрицательно качает головой, ещё не играет, и тут кто-то из зала – почти вопросительно – «Сарабанда»? – и неожиданный кивок маэстро – и раскручивается Сарабанда, и зал сжимается, и творится всё то, зачем ходят на концерты вместо того, чтоб слушать диски - в общем, кода, торжество, триумф - так и должны заканчиваться выступления выдающегося блюзмена. Без тени иронии говорю, опять же, без тени иронии.
Диски, думаю, были распроданы все без остатка :)
PS для тех, кто не представляет о ком и о чём речь - Юрий Наумов, "Шкодный блюз":