kibirov: (Default)
[personal profile] kibirov
Знаменитая фотка хайрастого Летова в чёрных очках за колючей проволокой, в общем, мало имеет общего с тем, что мы увидели, когда он прорвался на телеэкраны в середине 90-х и чуть позже - в наши личные видеоархивы.
Увидели мы тогда бородатого интеллигентного чувака в очках вполне обычных, больших, от близорукости - а потом и вовсе без очков, - твёрдо держащего микрофон или гитару и глядящего в зал с умной насмешкой - причём насмешка с каждым годом делалась грустнее, а хватка всё твёрже.
В общем, Гражданская оборона, какой нам её показали всякие Программы-А и концертные DVD - была группой мощной, ни с кем не сравнимой по энергетике, но вполне традиционной в смысле сценического действа. Музыканты вышли - сыграли - поблагодарили публику - ушли. Летов не прятал лица, не выходил в драной куртке и вообще мало походил на старинные значки "Я люблю ГО".
Кто же позировал в восьмидесятых неведомому фотографу, выбрив висок, закрыв хайром пол-лица и нацепив непроницаемые нули?

А вот кто:


Это фестиваль Сырок, 88 год.
И меня, знаете, чё-то так тряхнуло, что я не знаю, как дальше вообще жить.
Чувак в 24 года уже после любой этой песни мог сдохнуть прям на сцене или сразу после концерта - он уже всё сделал, и уже был лучшим. Уже. Но его хватило ещё на двадцать лет - и каким чудом эта кипящая изнутри и швыряющая его по сцене сила не разорвала его за двадцать лет в клочки - непонятно. Крепкая сибирская кость, не иначе.



А ты хочешь фюрером! Он хочет быть фюрером! я хочу быть фюрером! мы все хотим быть фюрерааааам!
Вы вот знаете, сколько длится полная версия этой съёмки? 37 минут они ставили на уши фестиваль, я скачал сейчас на торрентах полную версию. Это что-то вообще за гранью человеческих сил.
Непонятно, почему об этом выступлении не ходят легенды, притчи и былины.

Особое, кстати, спасибо неизвестному оператору, который пристально следит камерой за Егором, который мечется по сцене как лев по клетке все 37 минут

А потом прошло ещё два года, и они дали гвоздя в Таллине - Летов к тому времени стал совершенно безумно вести себя на сцене, эти ни на что не похожие припадочные движения видны на многих записях рубежа 80-90-х:

Из родной кровати - да в последний раунд! Из крейзовой благодати - да в андерграунд...

Эта запись на торрентах тоже есть. Можно скачать. Я скачал.

Но в голове пока не умещается, что это - правда. Это - было на самом деле, кто-то даже был живым свидетелем. Но, но - "но все мы остались такими же."

Date: 2011-08-19 03:00 am (UTC)
From: [identity profile] meshko.livejournal.com
Интересно, я вот никого не знаю из очевидцев, кто, например, был бы на "Сырке". А должны существовать, казалось бы. Хотя, как говорят в Америке, "если ты помнишь 60-ые, значит ты их пропустил".

Про движения, однако, придерусь -- он явно (да вроде и сам говорил) под впечатлением эпилептических танцев Яна Кертиса из "Джой Дивижн".

Date: 2011-08-19 03:45 am (UTC)
From: [identity profile] sino-spb.livejournal.com
Ну, прямо скажем, эпилептические фриктоидные телодвижения Кёртиса имеют иную природу и структуру, нежели у данного артиста.

Date: 2011-08-19 03:47 am (UTC)
From: [identity profile] meshko.livejournal.com
IMHO похоже.

Date: 2011-08-19 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] kibirov.livejournal.com
Из пляшушего Кёртиса я нашёл только вот что:
http://www.youtube.com/watch?v=G5ELh_9aPbE&feature=related

Похожего как-то мало, на мой взгляд, хотя в комментах на ютубе тоже Кёртиса вспоминают.

Сам Летов на него не ссылался, а говорил по поводу своих телодвижений что-то уклончивое о том, что он даёт своему телу полную свободу, что это некое состояние мистического транса и всё такое прочее. Со временем стал, однако, как-то обходиться без мистического транса )

Date: 2011-08-19 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] kibirov.livejournal.com
Про 60-е смешно )

Очевидцы Сырка в своё время пачками писали статьи во всякие там Авроры или в самиздат конца 90-х, Сырок был на слуху. Но я тогда не знал ничего про ГО, и если их просто упоминали - то, наверно, не обратил внимания. Ну и к тому же тогда Оборона могла просто не ко двору прийтись - такой прыжок за все форматы и рамки просто прошёл мимо сознания у многих, я подозреваю: в какой-то момент на полной съёмке камера показывает остальной зал - народ чинно сидит в креслах и, кажется, в массе своей недоумевает.

Date: 2011-08-19 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] kater-v.livejournal.com
Ох, надо и мне скачать, раз такое есть на торрентах. И видно и слышно и круто!
... может еще и потому стал обходиться, что пока беснуются на сцене граждание типа Игги Попа, Моррисона и Кертиса - с ними примерно быть поблизости это одно, а когда уж все откормленные, здоровенькие молодые типы в 90е, скажем, годы начали типа припадочно биться - да ну...

Date: 2011-08-19 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] kibirov.livejournal.com
Ага, видно и слышно на удивление. Я, конечно, помню, что у тебя БЫЛА эта запись на одной из кассет, которые мы в почтительной тишине одну за одной отсматривали на студии в пединституте ;)

Но, помнится, она была в какой-то особенно далёкой от оригинала копии, так что всё было размыто и заглушено до совершеннейшей еле-узнаваемости. И ведь даже такого качества хватало тогда для счастья, а?! )

Date: 2011-08-19 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-anderm.livejournal.com
Нет, не остались мы такими же.
Если бы я не схлопотал когда-то вдруг разрыв шаблона от "Некрофилии" - я бы был другим сейчас. Может быть не кардинально, но другим. Лучше ли, хуже ли - кому судить?

А вот движения мне что-то сильно напоминают. Не могу точно ухватить что.
Может быть - пластику Мамонова. И некоторые танцы у DEREVO.

И, да, похоже на спонтанные движения - есть такие трансовые практики. Там у каждого свой рисунок, но общее что-то просматривается.

Date: 2011-08-19 08:58 pm (UTC)
From: [identity profile] kibirov.livejournal.com
Хей-о! У тебя, стало быть, тоже всё с Некрофилии началось? :))
Вообще да, я, наверно, чего-то погорячился - многие из нас были бы сильно другими, если бы не. Просто хочется ещё, ещё большего - помнишь, это его старое интервью про двигать горы. И про то, что все, блин, кругом благоразумные, оттого ни черта и не получается )

Date: 2011-08-22 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-anderm.livejournal.com
Ага. С неё :)
А интервью - не помню. Я очень мало его читал - только слушал :)
Если есть под рукой ссылка - кинь пожалуйста.

Date: 2011-08-22 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] kibirov.livejournal.com
О, вот это да! Я прямо вот СЕЙЧАС его нашёл и перечитываю ))
Вот:
http://www.fedy-diary.ru/Gold/kontr/07.htm
Его же недавно Тимур цитировал в ЖЖ, кстати.

Там в этом же выпуске Контркультуры (а там по ссылке все материалы из него) есть ещё другой летовский текст, ГрОб-Хроники, забавные комментарии по поводу всех альбомов, на тот момент записанных в его многострадальной "студии"-квартире )

Date: 2011-08-19 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-anderm.livejournal.com
А вообще, большое спасибо за пост.
Напомнило.

Date: 2011-08-19 08:58 pm (UTC)

Date: 2011-08-19 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitry-markin.livejournal.com
Кто-то сравнивал это с плясками Мамонова. Летов же, в свою очередь, в одном из интервью сказал, что Мамонов снимал пластику с другой западной группы (с ходу не вспомню, с какой). Но в принципе это не так важно, важно то, что... Я видеокассету с таллиннским концертом купил лет 9-10 назад. До этого я не видел Летова на сцене, только слушал. Там он сначала просто ходит по сцене и размахивает руками, но когда началась первая песня ("Насрать на моё лицо") - вот тут-то меня и прижало к дивану... Первая мысль - было бы страшновато находиться с ним рядом на сцене :)

Сейчас - безумно жалко, что из всего раннего периода (до "Русского Прорыва") - только две видеосъёмки сохранилось. Есть ещё, правда, то, что немцы, по-моему, снимали - там Летов на ударных - но в Сети есть только 7-секундный фрагмент, промелькнувший в фильме о советском роке, а где теперь эта съёмка полностью (и другие, если они существуют) - Бог весть. С аудио-то тех лет напряжёнка, а уж съёмки-то...

Date: 2011-08-19 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] kibirov.livejournal.com
Вот, беглым поиском по рутрекеру нашёл ещё раритет:
http://www.youtube.com/watch?v=iH9Hr93EOss

Там Егор "на подпевках" у группы Путти - это концерт памяти Селиванова в Н-ске. Ничего толком не слышно, но рассмотреть кое-что можно )

Date: 2011-08-19 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitry-markin.livejournal.com
А-а, да, этот концерт (если не целиком, то часть точно) у меня тоже есть - забыл упомянуть. Но вообще записей мало...

Date: 2011-08-19 09:38 pm (UTC)
From: [identity profile] kibirov.livejournal.com
Ого! На видео? и там, может, не только Путти, но и Оборона есть?

Date: 2011-08-19 09:44 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitry-markin.livejournal.com
Да, Оборона, Путти, Янка, по-моему, ещё то ли Манагер, то ли кто-то ещё из этой тусовки...

Date: 2011-08-19 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] garbichev.livejournal.com
Я очень люблю Летова, поэтому меня нельзя заподозрить в какой-либо предвзятости. Но я не вижу того, о чем ты пишешь. Ну прыгает, ходит туда-сюда, кричит. Энергия, безусловно прет, но не от этого. Тогда все так выступали. Посмотри какую-нибудь попсовую Бригаду-С. Что, ниже прыгают?

Тут писали про Мамонова. Вот Мамонов тех лет - это да, он велик и страшен. Он физически выкладывается на порядок сильнее Летова (я знаю, что "на порядок" - это "в десять раз" :) Этим-то он и берет. Егор берет другим. Какой-то внутренней неизбежностью, адским каким-то смыслом и, конечно, снайперским совершенно цитированием. И именно от этого он страшнее и безумнее Мамонова гораздо. Как-то так мне видится ;)

Date: 2011-08-19 09:37 pm (UTC)
From: [identity profile] kibirov.livejournal.com
О господи, Саша. Такое да ещё на ночь глядя. Нет, я не буду обсуждать сравнение с Бригадой-С, нет нет и нет.
Мы, наверно, видим разное, слава богу, что я не вижу там ничего общего с Сукачёвым )))

Тут жутко то, что тут видно - он реально не знает, куда этот поток энергии девать. То непонятное вдохновение, которое двигало человеком, в одиночку сочинившим, проравшим и сыгравшим на всех инструментах десяток лучших альбомов, вообще записанных в стране - оно вот тут, прямо на сцене, в кадре, во всей этой неразберихе жестов, нервным пробежкам по сцене - видно, что это какой-то побочный эффект, просто выхлест этой силы наружу. У Мамонова его действа были частью, ну, сценографии - и он страшно, но лицедействовал, играл, умышленно воздействовал на публику, а про Сукачёва вообще ничего не хочу говорить. А тут - ну, это как общаться с человеком и вдруг увидеть, как у него кровь толчками по жилам расходится, лёгкие расширяются, всё такое - увидеть сам "движок", короче. Человек же не гоняет кровь по венам умышленно.

Егор потом, да, вёл себя на сцене очень выдержанно - но и по пять альбомов в год больше никогда не записывал. Энергию эту как-то обуздал во всех смыслах, и песни стал писать редко, но уж совсем шикарные по большей части. А тут - он на своём фантастическом таланте как на необъезженной лошади скачет, и пока ещё непонятно, кто кого одолеет )

И ещё - эта запись, мне кажется, отлично иллюстрирует его выражение из Гроб-Хроник о том, что "если сотворённое тобой не заставляет тебя самого скакать и бесноваться от восторга, значит оно - вздорная бренная срань" - ну то есть можно теперь представить, что с ним творилось, когда он закончил и прослушал свою "Мышеловку" :)

Date: 2011-08-20 04:33 am (UTC)
From: [identity profile] garbichev.livejournal.com
Я еще раз пересмотрю видео :)

Date: 2011-10-17 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] garbichev.livejournal.com
Зачем, ты думаешь, я у тебя по журналу лазаю? Вот это я искал. Обещал же пересмотреть? И пересмотрел. Да, ты прав, это неимоверно, особенно последнее. Считай, что я дурак :)

P.S. Завтра у меня тоже будет Летов.

Date: 2011-10-18 09:15 am (UTC)
From: [identity profile] kibirov.livejournal.com
Ого, вот это да, вот это я понимаю - держать слово ;)

Круто ) Рад, что ты оценил )

Date: 2011-10-18 09:19 am (UTC)
Page generated Feb. 11th, 2026 10:48 am
Powered by Dreamwidth Studios